Ясли-сад №14 г. Светлогорска

Расти, твори, дерзай, малыш, мы рядом - за руку держись!!!

КАЛЕНДАРЬ

<< < Май 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Объявления

Наши посетители

10 ВЕЩЕЙ, КОТОРЫМ НУЖНО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДО ШКОЛЫ

1. Играть по правилам 
Игра — основа обучения, мы играем всю жизнь. От того, насколько «качественно» ребёнок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности. Играть — значит действовать в условной, созданной тобой и твоими партнёрами по игре, реальности, соблюдать правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать согласно плану и замыслу. Это живое сотворчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости. Отдельным пунктом следует упомянуть спортивные и настольные игры — развивающие и развлекательные, которые задают довольно жёсткие правила и ритуалы, что требует от ребёнка принимать условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до школы, а вот недоиграть вполне. 

2. Ездить на велосипеде 

Подробнее: 10 вещей, которым следует научить ребенка до школы

Психологическая готовность к школе

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше — до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Подробнее: Психологическая готовность к школе

 

Ласковое воспитание

В последнее время становится очень популярным такой метод воспитания, как воспитание любовью. Этот метод самый простой и естественный, не требующих специальных знаний и умений. Что может быть проще, чем любить своего малыша, свою частичку? Но в наше "продвинутое" время многим родителям так сложно любить своих детей! Возможно, их самих недолюбили в детстве, не научили делиться чувствами, положительными эмоциями.

 

Даже взрослым, по мнению известных психологов (например, Эрика Берна), для нормального самочувствия, хорошего настроения необходимо определенное количество объятий, поцелуев, "поглаживаний" в день (у каждого - своя "мера"). Доказано, что если человек недополучает положенной "дозы" ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!

 

Уже в животике у мамы малыш чувствует прикосновение, различает звуки (особенно мамин и папин голос), видит приглушенный свет. Если мама регулярно разговаривает с ним, поглаживает свой живот, устанавливается эмоциональный контакт. Ребенок начинает "отвечать" маме, папе толчками, постукиваниями, повышением или понижением активности. Детишки, появившиеся у родителей, которые еще до рождения общались с ними, более спокойны, быстрее развиваются, устойчивы к стрессам. Вообще с ними меньше проблем, потому что родители их лучше понимают.

 

В первые месяцы после рождения именно кожно-мышечные ощущения являются основным источником впечатления, помогают познавать собственное тело и окружающий мир. Затем к эмоциональным реакциям добавляются зрительные, слуховые, обонятельные. Почему малыши в домах ребенка так отличаются от своих "домашних" сверстников? Они пугливы, неуверенны в себе, малоинициативны, позже начинают сидеть, ходить, говорить, у них плохо развито воображение, память, мышление. Такие малыши отстают от многих возрастных норм. Все объясняется очень просто - рядом с ребенком нет близкого человека, который реагирует на каждое его движение, улыбку, плач, кряхтение, который часто берет на руки, нежно прижимает, покачивает, успокаивает, хвалит. До 3-х лет ребенку необходимо постоянное присутствие мамы или другого близкого человека.

 

Еще совсем недавно (в 60-70 годы) было нормально, чтобы мама малыша через несколько месяцев после рождения ребенка выходила на работу, а младенца отдавали в ясли. Родителям советовали не баловать ребенка, не брать на руки без особой необходимости ("плачет, кричит - полезно, легкие развиваются"), чаще давать соску для успокоения. Результат такого воспитания плачевен - выросло поколение людей с ослабленным здоровьем, со многими психологическими проблемами (тревожность, закомплексованность, страхи и как следствие - алкоголизм, агрессивность и т.д.). Многие уже взрослые люди сталкиваются с проблемами при создании собственной семьи, т.к. их не научили в детстве делиться любовью, вниманием.

Подробнее: Воспитание любовью

СДВГ - Синдром дефицита внимания и гиперактивность

В последнее время все чаще стали появляться дети с медицинским диагнозом СДВГ. В силу того, что СДВГ «очень семейное расстройство», родители не всегда способны помочь, быть рядом, т.к. сами испытывают эмоциональ­ные проблемы, имеют тревожную и депрессивную симптоматику, дости­гающую порой клинического уровня.

У мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста СДВГ встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание чаще проявляется в виде нарушений внимания, а поведенческие отклонения – более скрыто, и потому расстройство сложнее диагностировать.

Только медицинская коррекция никогда не используется, так как добиться адекватной социализации (не излечения) одними  препаратами невозможно. Важную роль играют психокоррекционные занятия с ребёнком, консультирование семьи по вопросам взаимодействия с ребёнком с СДВГ, жесткая организация режима труда, учёбы и отдыха.

Важно помнить, что гиперактивные дети имеют много положитель­ных качеств: они щедрые, добрые, отзывчивые, энергичные, смелые (ино­гда слишком). У них хорошее чувство юмора, они ведут себя «непосредст­венно», поэтому часто выглядят «как клоуны». Они обладают повышен­ным чувством справедливости, они — врожденные оппозиционеры: снача­ла обязательно должны сказать «нет». Но с ними можно договориться.

Специалисты, работающие с детьми с СДВГ, приводят следующие рекомендации:

1. Уважайте ребенка и принимайте его таким, как он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.

2. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Расписание нужно поместить так, чтобы ребенок мог его видеть. Эффективный способ напоминания для детей с СДВГ — применение специальных листов-памяток, которые напоминают о важнейших делах и вывешиваются на видном месте. Кроме текста на этих листах можно разместить соответствующие рисунки. После выполнения какого-либо задания ребенок должен сделать определенную пометку.

3. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

4. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

7. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером.

8. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т. п.).

9. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повысит его самооценку. Поощряйте ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

10. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной энергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.

11. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

12. Ограничивайте выбор, но не навязывайте его.

13. Научите ребенка устраивать тихие перерывы.

14. Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д. Желательно, чтобы об истечении времени ребенку сообщал не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.

15. Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.

16. Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома. Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.

17. Постарайтесь создать для ребенка тихую спокойную атмосферу в доме, следите за тем, чтобы звук телевизора, магнитофона или радио был слегка приглушенным, старайтесь не разговаривать друг с другом или с ребенком на повышенных тонах.

18. Постоянно общайтесь с ребенком, читайте ему книги и обсуждайте их вместе, просите его помочь вам в выполнении домашних дел, дарите ему свое внимание и тепло. Относитесь с должным пониманием к проявлению его индивидуальных особенностей.

19. Зная своего ребенка, проанализируйте, в какие часы суток и дни недели он допускает неадекватное поведение, и спланируйте это время так, чтобы отвлечь ребенка каким-то интересным занятием, привлекательным для него и дающим возможность реализовать накопленную энергию и чувства.

20. Будьте последовательны в своем воспитании. Если вы что-то запретили ребенку, то нельзя отменять этот запрет без каких-либо веских причин. Если вы попросили ребенка о чем-то, добейтесь, чтобы он выполнил вашу просьбу, и поблагодарите его за это. Требований и запретов к гиперактивным детям должно быть немного, но взрослые должны быть тверды и последовательны. Нельзя поддаваться настроению и в одних и тех же ситуациях то хвалить, то ругать, то оставаться безразличным к ребенку. Следите четко за выполнением ваших требований.

21. Инструкции, которые мы даем ребенку, должны быть понятными для него и очень короткими (желательно не более 10 слов). Чтобы импульсивный ребенок понял вас, прежде чем что-то сказать, продумайте и взвесьте каждое слово, затем установите контакт глаз с ребенком, спросите, готов ли он вас слушать, и после этого говорите, подчеркивая голосом все ключевые слова.

22. В минуты, когда ребенок плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» — уверенным голосом повторите свое обращение к нему слово в слово 3—4 раза, делая длинные паузы. Обязательно добейтесь своего, не меняя тактики. Когда ребенок выполнит вашу просьбу, похвалите его или просто скажите спасибо.

23. Научите ребенка способам совладания с гневом, ведь ребенок иногда и сам теряется от бурных проявлений собственных эмоций. Объясните ему, что он имеет право на любые эмоции, но при этом покажите ему безопасный способ их проявления.

24. Иногда гиперактивный ребенок, перевозбудившись, не может сам остановиться. Помогите ему, например, если это приятно ему, вместо нотаций и замечаний просто подойдите и крепко обнимите его. Иногда в такие минуты можно даже почувствовать, как ребенок «сдувается, будто воздушный шарик», прижимается к вам. Воспользуйтесь минутой затишья и предложите ребенку посидеть, полежать вместе, почитать книжку.

25. Старайтесь предотвращать плохое поведение ребенка. О том, что он должен делать в поездке или в походе в магазин, договаривайтесь с ним заранее. Скажите ему, что при переходе через дорогу он должен держать вас за руку, а в магазине стоять рядом и если он вы полнит эти ваши просьбы, он получит небольшую награду.

26. Иногда родители в порыве гнева и нетерпения в ответ на бурные проявления и непослушание шлепают ребенка, однако эта мера воздействия может только усилить реакцию и вызвать негативные эмоции, протест ребенка. Кроме того, скорее всего, ребенок очень скоро переймет вашу манеру поведения в подобных ситуациях и будет позволять себе в общении со сверстниками и с вами проявлять агрессивные чувства и действия.

27. Используйте систему своеобразной «скорой помощи» при общении с гиперактивным ребенком:

□  предложить выбор (другую возможную в данный момент дея тельность);

□  задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить,повторить действия ребенка);

□  не приказывать, а просить (но не заискивать);

□  выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);

□  сфотографировать ребенка или повести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;

□  оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);

□  не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения;

□  не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);

□  в некоторых случаях в подростковом возрасте возможно заключение формальных договоров-контрактов, в которых закрепляются определенные обязанности за ребенком и поощрение родителей.

Детей с СДВГ не любят окружающие. Да, у них есть проблемы. Но самое страшное, когда ребенка начинают обвинять  там, где он не виноват. Когда ребенок начинает верить, что он «плохой», и перестает стараться…

Помогите своему ребенку, примите его таким, какой он есть, сохраните веру в него.

 

 

Что делать, если ребенок закатывает истерики у прилавка?

Планируйте покупки вместе

Перед походом в магазин составьте с ребенком спи­сок покупок. Вы можете даже нарисовать продук­ты, товары, на которые пла­нируете потратить день­ги, или вырезать картин­ки из журналов и наклеить на бумагу. Это увлекатель­ное занятие понравится ва­шему малышу, и вряд ли в магази­не он захочет от­клоняться от на­меченного плана, который сам же и составил.

Будьте изобретательны

Если, несмотря на состав­ленный список, ребенок на­стойчиво просит купить еще что-то, постарайтесь переключить его внимание с желанного объекта на не­обходимый продукт. Толь­ко сделайте это так, чтобы заинтересовать им ребенка. Например, если нужен хлеб, скажите, что дома вы вместе приго­товите из него вкуснейшие гренки, а если томаты - ска­зочный салат «Си­ньор Помидор».

Предложите альтернативу

Ситуация: ребенок хочет игрушку, которую вы не можете купить, потому что она дорогая. Предложите взамен другую и объясните причину, по которой вы не можете выполнить его желание. Например: «На грузовик у меня не хватит. Могу купить мыльные пузыри, и мы будем пускать их в парке».

Этого делать не стоит!

•  Обещать ребенку, что вы ку­пите ему игрушку или дадите денег, если он уберет в ком­нате, помоет за собой чаш­ку  и т.д. Ребе­нок должен знать, что выпол­нение домашних обязанно­стей - это то, что он должен делать безо всяких наград. Иначе вы рискуете получить отказ выполнять какую-либо работу в случае ее «неопла­ты», то есть станете объектом шантажа для собственного ре­бенка.

Наказывать ребенка в при­сутствии других людей в ма­газине или обещать «рас­плату» дома: «Погоди, при­дем домой - я тебе устрою!» Возможно, под воздействи­ем страха перед телесным на­казанием ребенок затихнет, но вот решить основную про­блему вам вряд ли удастся, и в следующий раз в магазине произойдет все то же самое.

 

Психолог ответит на вопросы, часто встающие перед родителями:

• Почему ребенок  развивается так, а не иначе?
• По каким законам складывается его психическая жизнь?
• В чём особенности того или иного возраста?
• Что значит "развивать" и как это надо делать?
• Как понять и учесть индивидуальные особенности ребёнка?
• Своевременный совет психолога поможет не упустить драгоценное время для развития ребёнка и предупредить возникновение проблемы.

 

 

КОГДА  СЛЕДУЕТ   ОБРАЩАТЬСЯ   К   ПСИХОЛОГУ

 ПОТЕРЯ КОНТРОЛЯ. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Но если вы чувствуете, что теряете контроль над ребенком и вам все труднее ладить с ним, то лучше посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.

 СТРАХИ. Помощь психолога необходима, если у ребенка постоянный, проявляющийся регулярно в течение шести месяцев, страх темноты, страх оставаться одному в комнате, страх перед дождем, грозой, сильным ветром. Некоторые дети боятся насекомых, животных, незнакомых людей. Чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Хотя в определенном возрасте страхи - явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка, даже в этом случае психолог поможет безболезненно преодолеть дискомфортный для ребенка момент.

 ЧРЕЗМЕРНАЯ АКТИВНОСТЬ. С проблемой гиперактивных детей родители сейчас сталкиваются очень часто. Такие дети подобны урагану или вулкану, который не знает границ и может взвиться под потолок в любую минуту. Сосредоточиться или высидеть спокойно какое - то время на занятии или уроке для таких детей - большая проблема. Все это становится причиной злости, нарушения планов, неудач и других неприятностей не только для ребенка, но и для родителей. Гиперактивность может быть следствием родовой травмы, негармоничных отношений в семье: равнодушия или, напротив - слишком сильной опеки. И в том и в другом случае психолог может помочь родителям найти оптимальный способ общения с ребенком, овладеть методиками снятия излишнего возбуждения (иногда очень полезен массаж и занятия спортом).

 АГРЕССИВНОСТЬ. Многие родители сталкиваются с этой проблемой. Ребенок сердится на вас, может обидеть другого ребенка, причинить боль собаке или кошке, демонстративно сломать игрушку, объявив, что она ему не нравится. Причин такого поведения огромное множество. Важно, чтобы оно не закрепилось и не вошло в черту характера ребенка, не помешало в установлении нормальных отношений с окружающим миром. Помочь в этом случае может только психолог.

 ЗАСТЕНЧИВОСТЬ. Самовосприятие слишком застенчивых детей достаточно негативно: они избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Эти черты характера формируются в детстве, но застенчивость, если она мешает, можно преодолеть.

ОСОБЫЕ СИТУАЦИИ. Психика ребенка очень хрупка и уязвима. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся - смерть одного из членов семьи, развод родителей; появление нового члена семьи; поступление в детский сад или в школу; серьезная болезнь ребенка, длительное пребывание в больнице; насилие по отношению к самому ребенку или у него на глазах.

В этих ситуациях следует обратиться к психологу, даже в том случае, если вам кажется, что одно из перечисленных событий не сильно повлияло на ребенка. Дело в том, что внешне это может никак не проявляться, а уйти вглубь души и появиться тогда, когда вы меньше всего этого ждете. Психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, поможет пережить случившееся.

 

БЕЗ ПРОБЛЕМ. Если у вас в семье царят любовь и согласие, и нет проблем, можно просто прийти к психологу, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. Пройдя серию тестов у психолога, вы получите нужную и полезную информацию.