Ясли-сад №14 г. Светлогорска

Расти, твори, дерзай, малыш, мы рядом - за руку держись!!!

КАЛЕНДАРЬ

<< < Январь 2019 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Объявления

Наши посетители

 

ПАМЯТКА

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

 

Автор – составитель:

педагог-психолог

Жанна Леонидовна Петух

 

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий

к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

 

Первая  стадия:

¢  приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;

¢  исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;

¢  возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая  стадия:

¢  возникают недоразумения с коллегами;

¢  появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья  стадия:

¢  притупляются  представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным;

¢  безразличие ко всему.

 

Симптомы профессионального выгорания

 

ПЕРВАЯ ГРУППА

Психофизические симптомы:

¢  чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

¢  ощущение эмоционального и физического истощения;

¢  снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию);

¢  общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);

¢  частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

¢  резкая потеря или резкое увеличение веса;

¢  полная или частичная бессонница;

¢  постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

¢  одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

¢  заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

 

ВТОРАЯ ГРУППА

Социально-психологические симптомы:

¢  безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

¢  повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

¢  частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);

¢  немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя;

¢  постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

¢  чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

¢  чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

¢  общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Поведенческие симптомы:

¢  ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;

¢  сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

¢  постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

¢  чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

¢  невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

                Во-первых:

¢  хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

¢  высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

         Во-вторых:

¢  опыт успешного преодоления профессионального стресса;

¢  способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

¢  высокая мобильность;

¢  открытость;

¢  общительность;

¢  самостоятельность;

¢  стремление опираться на собственные силы.

            В-третьих:

¢  способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Профилактика профессионального выгорания

 

¢  НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.

¢  НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

¢  НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

¢  НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.

¢  Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.

¢  Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

¢  Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.

¢  Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.