Ясли-сад №14 г. Светлогорска

Расти, твори, дерзай, малыш, мы рядом - за руку держись!!!

КАЛЕНДАРЬ

<< < Ноябрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Объявления

Наши посетители

 

 

 Семинар-практикум

" Формирование связной речи воспитанников средствами наглядного моделирования"

ПЛАН СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА

 от   21.11. 2018 года

 

Цель:  повышение компетентности  педагогов по проблеме формирования связной речи воспитанников средствами наглядного моделирования.

План проведения

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия  «Корзина вопросов»

(планирование работы по формированию связной речи воспитанников средствами наглядного моделирования.)

Упражнение для педагогов "Подарок"

- Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Выставка - презентация дидактических пособий по формированию связной речи воспитанников средствами наглядного моделирования.

2.Вопросы для обсуждения

2.1Что такое связная речь?

(Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)

2.2           Назовите характерные особенности связной речи:  

 -содержательность 

(хорошее знание предмета, о котором говорится),

 -точность 

(правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);

-логичность

 (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих);

правильность, чистота, богатство (разнообразие).

2.3            Какие социальные функции выполняет связная речь?

(установление  связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.)

2.4            Какой вид деятельности наиболее благоприятен для развития  речевой  и познавательной активности? (Игра.)

2.4            Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)

2.5            В каких формах осуществляется связная речь? (диалогическая и монологическая)

3.Мозговой штурм

3.1 Капитаны команд выбирают по одному цветку. На каждом лепестке вопрос, ответ на зеленом листике. Необходимо подобрать к вопросу ответ.

  1. команда.
  2. Автоматизированное умение, выражающееся в способности быстро и безошибочно выполнять действия на основе имеющихся знаний. Формируется на основе многократного выполнения определенных действий  (НАВЫК)
  3. Непосредственное общение двух или нескольких человек? (ДИАЛОГ)
  4. Вид речи, полностью или частично не связанный   с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте (МОНОЛОГ).
  5. Форма речи характерная  для старших дошкольников? (ДИАЛОГИЧЕСКАЯ)
  6.  Способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей (МЕТОДЫ).
  7. Последовательное повествовательное или описательное изложение педагогом нового материала (РАССКАЗ).
  8. команда.
  9. Назовите отличие  диалогической  речи  от  монологической? (НЕПРОИЗВОЛЬНОСТЬ, БЫСТРОТА ВЫСКАЗЫВАНИЯ)
  10. Для какой формы связной речи характерно: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность. (МОНОЛОГ).
  11. Для какой формы связной речи характерно: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. (ДИАЛОГ).
  12. Процесс побуждения детей к речевой деятельности для достижения целей организации занятия – это… (МОТИВАЦИЯ).
  13. Диалог педагога и ребёнка, в котором взрослый путём постановки вопросов проверяет уже имеющиеся знания или подводит к пониманию и усвоению новых знаний (БЕСЕДА).
  14. Перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. (МЕТАФОРА).

3.2 Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде:

  1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
  2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  4. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
  5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
  6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы второй команде.

  1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)
  2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
  6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога)

Задание 2. Изобразите пословицу с помощью схемы

Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме.

4.Мини- дискуссия

Предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача - выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать выбор.

1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по развитию речи принесла наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

-    Достаточно занятий по  речевому развитию и грамоте.

- Речевое развитие должно стать неотъемлемой частью всего образовательного процесса и включаться во все  образовательные области.

 

Ваша позиция по отношению к детям  в специально - организованной деятельности:

2.Вы воспитатель  или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?

3. Какие методические приемы  необходимо использовать  для того, чтобы обеспечить совместную деятельность детей  в  речевой деятельности:

-  Задания предлагают нескольким (минимум двум) детям;

- Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают (например, общий лист бумаги);

-  Задания должны даваться в такой форме, которая подчеркивает общность  воспитанников.

4. К рассказу воспитателя при объяснении материала на занятиях предъявляются следующие требования…

Последовательность изложения в соответствии с планом

• Выделение и повторение главной мысли, идеи

• Достоверность, убедительность сообщаемого факта

• Простота и доступность речи воспитателя

• Эмоциональность, показ личного отношения воспитателя к излагаемому материалу

• Краткость рассказа педагога

-Так ли это?

5. Обучение образной речи начинается с …. .

- Рассказывания по воображению.

- Придумывания загадок.

- Создания сравнений, придумывания загадок, составления метафор.

5.«Эрудиты»

Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по  речевому развитию.

Педагогические технологии развития связной речи:

- мнемотехника

- моделирование

- беседа

- описание

- повествование

- рассуждение

- пересказ

- рассказ по сюжетной картинке

- рассказ-описание  по пейзажной картине

- творческий рассказ

- рассказ о будущих играх

- рассказывание по памяти

- составление сравнений

- составление загадок

- составление метафор

5. Игры с заданием

Команды выбирают конверт с заданием. Необходимо выбрать правильное утверждение.

 1 команда.

 3 типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

Выберите правильное утверждение:

1) в повествовании передается информация о действиях и событиях

2) к описательному типу речи ставится вопрос "какой? "

3) в описании содержится размышление по поводу какой-либо проблемы (рассуждение)

2 команда.

 3 типа монологической речи: описание, повествование, рассуждение.

Выберите правильное утверждение:

1) рассуждение обычно начинается с обозначения действующих лиц и места событий (повествование)

2) конец описательного текста показывает результат того, что произошло (повествование)

3) к тексту-рассуждению ставятся вопросы "почему? ", "так ли это? "

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Экскурс - презентация (Создание условий в группе для развития речи детей)

6.Итоговая  рефлексия (обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на семинаре – практикуме).

Список используемой литературы

1. Учебная программа дошкольного образования Министерства Республики Беларусь. - Минск Национальный институт образования,2012

2.Бородич, А. Методика развития речи детей / А.Бородич.- М. Просвещение, 1981.

3. Кац,  Е.А.  Вербальное творчество.- Мозырь: «Белый Ветер», 2001.

4.Комротова, Н.Г. Учимся говорить правильно / Н.Г.Комротова.- М., 2004.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ»

  1. Памятка «Использование наглядных схем, моделей для формирования связной речи воспитанников»
  2. Памятка «Как правильно рассказать сказку малышам».

 

 

 

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

(Деловая игра)

«Формирование мотивационных установок к здоровому образу жизни»

(для педагогов)

 

 

 

                                             Подготовила:

                                               Рубанова Н.В.

                                                                          заместитель заведующего по ОД

                                                     Полудницина Т.Н,

                                                                   руководитель физического

                                             воспитания

 

 

 

ПЛАН

СЕМИНАРА - ПРАКТИКУМА

 

 от   16.02. 2017 года

 

Тема: Формирование мотивационных установок к здоровому образу жизни.

 

Цель: повышение компетентности  педагогов по проблеме формирования представлений о здоровом образе жизни у воспитанников, способствующих укреплению и сохранению здоровья посредством активного отдыха и культурно - досуговой деятельности.

 

План проведения

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Рефлексия  «Корзина вопросов»

(планирование работы по формированию представлений о здоровом образе жизни у воспитанников, способствующих укреплению и сохранению здоровья посредством активного отдыха и культурно - досуговой деятельности связной речи воспитанников средствами наглядного моделирования.)

2.Игра – разминка «Доброе слово от солнышка» 

( Все встают в круг. Педагоги передают мягкую игрушку – солнышко и говорят друг другу комплименты.)

     Мы с вами провели психодинамическое упражнение разминочного типа. Оно способствует поднятию настроения, активизирует внимание, дает настрой на работу и общение.

3. Задание

Каждой команде придумать название и  нарисовать эмблему.  Название команды  и эмблемы связать с темой семинара..

3.1 Представление команд

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.Выставка - презентациядидактических пособий по формированию формирования представлений о здоровом образе жизни у воспитанников, способствующих укреплению и сохранению здоровья посредством активного отдыха и культурно - досуговой деятельности.

2.2.Вопросы для обсуждения

 (Рубрика «А знаете ли Вы?») 

Какие  факторы неблагоприятно  влияют на здоровье человека?

 (1 мин.) Выказывания педагогов.

Рубрика «Несколько вопросов теории»

Что же такое здоровьесберегающий педагогический процесс? 

Здоровьесберегающий педагогический процесс в детском саду  - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса.

     К основным направлениям оздоровительной деятельности  относится:

- развитие двига­тельной активности;

- для создания целостной системы здоровьесбережения организации двигательной развивающей среды в учреждении

- работа в тесном контакте  с семьей.

2.3 Создание предметно – развивающей среды по здоровьесбережению. (диалог)

3.Мозговой штурм              Практическая часть

3.1 Мастер - класс от воспитателей 

«Новые здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»

3.2 Решение проблемных ситуаций

Проблемные ситуации:

Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?

(организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать как фактор закаливания).

«Волшебное превращение»

Перед вами стоит предмет – стул. Как его превратить в средство физического воспитания?

(Использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом или станцевать танец с использованием этого предмета).

4. Презентация «Организация досуговой деятельности в учреждении»

(деловая игра)

5. Рефлексия. Тренинг. Упражнение «Надежда».

Все стоят по кругу. Педагоги по очереди передают предмет. Заместитель  заведующего говорит: «С этим ….я связываю надежду на то, что мы с вами сегодня интересно, познавательно провели время, надеюсь на наши дальнейшие встречи, нам есть чему поучиться друг у друга. Желаю вам дышать полной грудью, улыбаться ветру в лицо и уверенно шагать в завтрашний день». Свеча передается по кругу, и педагоги говорят друг другу пожелания.

Итоговая  рефлексия (обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на семинаре - практикуме).

Список используемой литературы

1. Учебная программа дошкольного образования Министерства Республики Беларусь. - Минск Национальный институт образования,2012

2.В детский сад - за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих дошкольное образование / В.А. Шишкина. - Мн.: Зорны верасень. - 2008. - с.3-18, с.24-165.

3.Деркунская,В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, Учебное пособие / В.А. Деркунская. М.: Педагогическое общество России. - 2006. - 96 с.

3. Карепова, Т.Г., Жуковин И.Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!». - Психолог в детском саду. - 2006. -№3. - с. 52-80.

4. Лазарева, H.H. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка: Методические рекомендации для работников ДОУ /Н.Н. Лазарева, А.А. Асташкина. - Тольятти. - 2009. – 64 с.

5. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-Синтез. - 2010.-256 с.

6. Семенова, И.В. Учись быть здоровым или как стать Неболейкой. - М.: Педагогика - Пресс - 2009. - 98с.

Интернет-ресурсы:

http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie10.htm «Создание условий для сохранения здоровья воспитанников учреждении дошкольного образования».

 

 

 

 

  

 

Семинар-практикум

 

«Дидактическая  игра

 

в формировании основ экологической культуры воспитанников»

 

(для воспитателей)

 

 

 

                                                                              Подготовила: Журавлева Татьяна Михайловна

                                                                              воспитатель дошкольного образования

 

                                                                                

 

                                                              

 

Тема: Формирование основ экологического образования посредством использования дидактических игр.

 

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентность в сфере экологии; повышение  профессионального мастерства педагогов и эффективность их процессуальной деятельности.

 

Задачи:

 

1. Повысить уровень подготовленности педагогов по вопросам экологии;

 

2. Развивать познавательный интерес и навыки коммуникации у педагогов;

 

3. Воспитывать любовь к окружающей природе;

 

4. Способствовать большему сплочению коллектива через игры-тренинги;

 

5. Показать примеры для практической работы детьми посредством использования дидактических игр.

 

План семинара-практикума:

 

1. Теоретическая часть: Экологический тренинг для педагогов.

 

2. Практическая часть тренинга:

 

1. «Визитная карточка» команд

 

2. Разминка

 

3. Решение педагогических ситуаций

 

4. Фрагменты игры «Что? Где? Когда?»

 

5. Решение экологического кроссворда

 

6. Дидактические игры на экологическую тематику

 

7. Итоги.

 

 Ход семинара:

 

 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас сегодня на нашем семинаре-практикуме.

 

 Несомненно, экологическое воспитание необходимо начинать с раннего возраста. Именно в это время формируется и утверждается координата ценностей малыша и его отношение к окружающему миру и самому себе. Целью современных родителей и педагогов является воспитание грамотных людей, которые будут ценить природу и сумеют сохранить мировые богатства для будущих поколений, формирование человека нового типа с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Воспитанники без особых усилий усваивают знания, если они преподносятся в доступной, увлекательной форме.

 

 До тех пор, пока воспитатель не будет сам экологически грамотен, не в его силах будет сформировать сознательную личность. А подспорьем в этой области станут образованные родители, именно поэтому работа проводится в нескольких направлениях: педагоги, родители и, конечно же, воспитанники.

 

 Экологическое воспитание в детском саду существует в виде различных форм:

 

- игры;

 

- занятия и беседы;

 

- проведение праздников природной тематики;

 

- проведение родительских собраний посвященных определенной теме;

 

- прогулки с наблюдением за окружающим миром;

 

- выставки совместного творчества детей и родителей, и др.

 

Для качественной реализации задач учебной программы дошкольного образования по формированию представлений и умений экологического характера эффективным является использование игры – ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.

 

Среди многообразия видов детских игр особое место занимают дидактические игры,  направленные на решение конкретных задач, они имеют также большое образовательное и воспитательное значение.

 

 Дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе. Игры также способствуют воспитанию эмоционально-ценностного, ответственного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения и бережного отношения к окружающей природной среде.

 

Работа по формированию у воспитанников  экологической культуры будет эффективной, если родители станут активными участниками этого процесса.

 

 Формы взаимодействия с родителями: Проведение выставок поделок, выполненных из природных материалов, конкурс на самую лучшую кормушку, привлечение родителей к рисованию стенгазет, совместное озеленение территории детского сада, раздача красочных буклетов родителям «Берегите природу» и др.

 

1. «Визитная карточка» команд.

 

 2. Разминка.

 

 Вопросы раздаются каждому участнику.

 

 Что означает термин «экология»?

 

 Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, республике, родном городе?

 

 В чем сущность экологического воспитания детей? Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

 

 Влияние экологии на здоровье детей?

 

 В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

 

 Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

 

 В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?

 

 Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

 

 Перечислить классиков литературы, воспевающих природу в своих произведениях?

 

 Назвать пословицы, поговорки о природе?

 

 Вспомнить народные приметы?

 

 Прочитать наизусть стихи о природе?

 

 Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.

 

 3. Решение педагогических ситуаций.

 

 I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

 

 Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

 

 II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

 

 - Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

 

 - Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

 

 Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

 

 III. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

 

 Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

 

 4. Фрагмент игры «Что? Где? Когда?».

 

 Зачем белке длинный и пушистый хвост?

 

 Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

 

 Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

 

 Почему в зимний день на окнах появляются узоры?

 

 Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

 

 Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

 

 Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?

 

 Почему опадают листья?

 

 Дым столбом, какую погоду предвещает?

 

 Лягушки расквакались к чему?

 

5. Решение экологического кроссворда.

 

 1. При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют … (Оттепель)

 

 2. Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское». (Адмирал)

 

 3. У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)

 

 4. Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску. (Василёк)

 

 5. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)

 

 6. Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)

 

 7. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)

 

 8. Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)

 

 9. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой (Снежинки)

 

6.Дидактические игры на экологическую тематику.

 

Воспитателям предложено ознакомиться с картотекой дидактических игр экологического содержания.

 

7.Подводятся итоги.

 

I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

 

 Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

 

 II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

 

 - Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

 

 - Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

 

 Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

 

 III. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

 

 Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

 

Решение экологического кроссворда.

 

 1. При повышении температуры воздуха до 0 градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называют … (Оттепель)

 

 2. Бабочка эта «сухопутная»: летает над лесными полянами и опушками. А имя у неё – «морское». (Адмирал)

 

 3. У всех насекомых шесть ног. А у этого жителя Планеты – восемь. (Паук)

 

 4. Полевой цветок очень красивой формы. Из его лепестков получают стойкую голубую или синюю краску. (Василёк)

 

 5. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе. (Туман)

 

 6. Лекарственное растение. В народе его называли «ранник», «чирьева трава». (Подорожник)

 

 7. Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот побежит ветерок и послышится тихий серебристый перезвон. (Колокольчик)

 

 8. Хвойное дерево, которое на зиму сбрасывает хвоинки. (Лиственница)

 

 9. Ледяные кристаллики, падающие с неба зимой (Снежинки)

 

Уголок природы

 

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Оформление детского сада – это современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.

 

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

 

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

 

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

 

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

 

В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.

 

В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Например, аспарагус, агава, хлорофитум.

 

В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. Например, традесканции, плющ, амариллис и другие.

 

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

 

Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.

 

Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

 

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

 

Для кратковременного наблюдения можно принести в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке Можно сделать «сухой» аквариум.

 

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

 

В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

 

В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

 

В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

 

В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

 

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

 

Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

 

Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

 

Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

 

Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

 

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

 

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

 

Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.