Ясли-сад №14 г. Светлогорска

Расти, твори, дерзай, малыш, мы рядом - за руку держись!!!

КАЛЕНДАРЬ

<< < Ноябрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Объявления

Наши посетители

МАСТЕР - КЛАСС 

«ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОСТРАНСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

Расчетина Татьяна Аркадьевна

воспитатель дошкольного образования

 

 

Цель: совершенствование  представлений  об использовании дидактических  игр и упражнений в формировании пространственных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- актуализировать  знания  участников мастер-класса об основных подходах к организации дидактической игры;

- организовать работу участников мастер-класса по  повышению их компетентности  в  вопросах организации комплексного руководства дидактической игрой детей старшего дошкольного возраста по формированию пространственных представлений;

научить игровым приемам развития пространственных представлений у детей посредством дидактических игр и упражнений;

- развивать творческую активность педагогов;

- содействовать осознанию участниками мастер-класса значимости приобретенного опыта.

 

Оборудование: стикеры,канцелярские принадлежности, раздаточный материал,  мольберты, чудесный мешочек, предметы (кукла, клубок ниток, морская ракушка, мяч и др.), веревочки, предметные картинки, сигнальные карточки, схемы игровых заданий, фломастеры.

 

Ход проведения

Ориентировочно-мотивационный этап

При входе в помещение разделение на группы(жетон в виде геометрических фигур - прямоугольник, квадрат, круг. Всего три группы. Для каждой группы указатель с нарисованной геометрической фигурой и текстовой информацией, определяющей атмосферу  встречи, бейджи, на которых участники пишут свое имя.

«Приветствие»

Добрый день. Меня зовут Татьяна Аркадьевна. Я рада сегодня работать с Вами, уважаемые коллеги!

«Ассоциации»

Обратите внимание на экран. Как вы думаете, о чем пойдет речь  сегодня на мастер-классе? (Слайд1, картинка, где дети играют)

А если я дополню информацию следующим слайдом.

 Слайд2, подводящий к тому, что это дидактические игры

Ведущий обращает внимание участников на экран, предлагает назвать ключевые слова, подводит к теме мастер-класса.

Какие сейчас  будут предположения о теме мастер-класса?

Вы верно, назвали ключевые слова темы мастер-класса, которая звучит так:  «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством  дидактических игр и упражнений»

Слайд №3(тема мастер - класса)

Мастер организует работу групп, используя упражнение «Найди сходство» (прием «История из мешочка»).  

Описание: каждая группа достает из чудесного мешочка один предмет (участникам предлагается клубок ниток, свеча, мягкая игрушка «Мишка», морская ракушка). Необходимо найти два схожих качества между темой нашего мастер - класса и этим предметом. Обсудить в группе, записать на бумаге два качества, выбранные группой.

Мастер предлагает озвучить каждой группе результат и поместить свои записи на мольберт. ( стикер)

Игра «Перемены» (снятие эмоционального напряжения)

Участникам предлагается встать в общий круг, а затем поменяться местами тем:

- у кого на левой руке есть часы;

- на правой руке – кольцо;

-сзади на одежде есть карманы;

 - кто живет выше третьего этажа;

- у кого биологический возраст свыше 30 лет;

- а кто чувствует себя на 20 лет;

- кто сегодня встал с левой ноги…и т.д.).  Спасибо!

В конце игры обращается внимание на то, что все мы разные, но всегда можно найти то, что нас объединяет.

            Этап целеполагания

Сегодня в процессе нашего общения мне хотелось бы повысить  профессиональный уровень мастерства по использованию дидактических игр и упражнений  в формировании пространственных представлений решив следующие задачи.

(Слайд№4) Участники знакомятся с задачами мастер-класса,

Также для меня  не менее важно, что Вы ожидаете (хотели  бы получить) от мастер-класса. Для этого возьмите стикеры и напишите на них Ваши ожидания,  после чего разместите их на мольберте.    Уверена, что Вы справитесь  менее чем за минуту.

Участники знакомятся с задачами мастер-класса, поставленными ведущим,  определяют со  свои ожидания.

          Для того, чтобы наша работа на мастер-классе была более слаженной и продуктивной, предлагаю определить правила работы в процессе мастер-класса. Для этого необходимо  выполнить задание.  Вам нужно выбрать  из предложенных вариантов не более трех правил, которыми бы Вы хотели руководствоваться на мастер-классе. Возьмите конверт №1 и приступайте к выполнению  задания.

Участники определяют наиболее актуальные для каждой группы правила и размещают их  на доске. Ведущий выбирает те правила, которые в большинстве случаев совпали у представителей всех групп. 

Актуализация субъективного опыта участников

 А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю Вам небольшую разминку

Игра «Да – нет»

Цель: создание эмоционального настроя, развитие коммуникабельности.

- Я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «Нет», если не согласны. Договорились?

Скажите громко и хором, друзья,

Воспитанников  своих все вы любите? (Да.)

На мастер – класс  пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю… Как быть Вам?

Проблемы воспитанников решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ-

Откажитесь помочь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я,

Активными все будем? (Да.)

Спасибо. Отличное настроение для дальнейшей работы.

- Сегодня здесь мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как сформировать у детей умения ориентироваться в пространстве.

(Мастер подводит итог, обозначая актуальность проблемы заявленной темы  мастер - класса)

В результате практической деятельности  и наблюдений за воспитанниками было замечено, что дети испытывают  затруднения  в ориентировке в пространстве:  допускают  ошибки при определении направлений «справа» и «слева», на занятиях  по образовательной области «Формирование математических представлений» сложность вызывает  ориентирование в двухмерном  пространстве (ориентирование на бумаге при написании математических диктантов), определений  правой  и  левой  сторон тела так-же вызывает трудности, в ходе познавательно-практической деятельности детям сложно было работать с  планами и схемами (перенос трехмерного пространства в двухмерное пространство или наоборот).

В решении этой задачи существенную помощь оказывают дидактические игры и упражнения, которые расширяют представления  детей о пространстве.  

Ведь от того, насколько умело они будут пользоваться этими представлениями, зависит их успешная подготовка к обучению в школе, в последующем успеваемость и, в конечном счете, благополучие во взрослой жизни.

 Слайд 5 (актуальность)

«Мозговой штурм»

Подумайте и скажите, на какие бы этапы  Вы разделили дидактические игры по формированию пространственных представлений.

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий обращает внимание на экран, где представлены этапы формирования пространственных представлений   Слайд №6 (5 этапов)

Слайд №7 помогает  (Классификация дидактических игр)

Слайд №8 Мастер обращает  внимание участников на экран «Особенности  дидактической игры». Участники совместно с ведущим актуализируют знания об особенностях  дидактической игры.

Отмечают что основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, способствующие  развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Отличительная особенность дидактических игр - возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности. Ведущий акцентирует внимание на том, что  дидактическая игра зависит от грамотного руководства педагога.

Информационно - деятельностный этап

«Дополни перечень»

Ведущий обращает внимание на экран, (Слайд №9) где участникам представляются вниманию компоненты комплексного руководства дидактической игрой и предлагает на примере дидактической игры определить их обучающие и игровые задачи; продумать методику использования этих игр, варианты усложнения. Участники презентуют результаты своей работы.

 Ведущий подводит итог о разнообразии форм и методов организации детской деятельности  в рамкам комплексного руководства  дидактической игрой и рассказывает о своих эффективных приемах.

Слайд №10

 Мастер предлагает поиграть.

Упражнение «Давайте дружить»

Цель: ориентировка в пространстве (точка отсчета «от себя»: слева - справа, верх - низ..) относительно другого человека.

Участники встают парами напротив друг друга. Дается задание:

- поздоровайтесь друг с другом правой рукой,

- погладьте по голове левой рукой,

-похлопайте друг друга левой рукой по правому плечу,

- положите правую руку на пояс слева,

-похлопайте ладошками попеременно: правая с правой, левая с левой.

Игра «Приятное соседство»
Цель: развитие ориентировки в пространстве (положение предмета по отношению к другому).

Каждой группе предложен лист, на котором изображены разные предметы, находящиеся в кладовой на полках. Необходимо по словесному указанию мастера отыскать нужный предмет  или назвать его. Задания задаются каждой группе по очереди.

Игра «Да-нет»

Цель: развитие ориентировки в пространстве, в движении.

Все играющие стоят в середине комнаты, глядя в одну сторону.

- Я загадала предмет, который находится в этом помещении. Ваша задача - его отгадать. Сделать это можно с помощью вопросов, которые помогут отсечь часть комнаты.

 Я имею право отвечать на ваши вопросы только с помощью слов: «Да», «Нет».

 Вот примеры вопросов, которые вы можете задавать:

 «Этот предмет находится в комнате сзади нас?»,

«Эта игрушка находится сзади нас в правом углу?»,

 «Она спрятана под ковром?» и т.д.

- Все поняли задание? Начинаем!

Наши наработки в ориентировке в пространстве

Игра «Собери картинку»

Цель: формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета».

На панно размещены ориентиры. В  каждой группе лежит конверт с предметами, которые ранее находились на панно и составляли общую картину. Посредством указательных предложений  мастера участники поочередно находят нужный предмет и размещают на панно. (Приложение )

Тренажер  « Бежим по дорожке»

Цель: ориентирование на плоскости в двухмерном пространстве.

У каждой группы на столе рамка с натянутыми цветными шнурами, на которых нанизаны предметы. У мастера на мольберте такая же рамка, но размером больше. Необходимо  по  словесному описанию пошагово выполнить поставленную задачу. В нашем случае это:

- по бордовой дорожке правой рукой поднять бусину в левый верхний угол

-бусину, которая находится в середине передвинуть  влево по центру

- с нижнего левого угла передвинуть бусину в правый верхний угол и т. д.

Работа на тренажере помогает детям ориентироваться на листе бумаги, освоить технику выполнения графического диктанта, хождение по лабиринту. На столах групп лежат листы с заданием. (лабиринт).

******

- Кроме этих игр помогают ребенку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги и другие (наверняка известные всем с детства) Слайд №14

 «А в какие игры играете вы?» Слайд №15

каждая группа составляет свою дидактическую игру. ( может и не надо)

Рефлексивный этап

« Лестница успеха»

Цель: развитие умений критериального оценивания.

Содержание: предлагается лесенка - шкала (ступеньки), которая соотносится с результатами выполненных заданий, сигнальные карточки (треугольники, квадраты, круги)  (Приложение №4)

 

 

Список используемой литературы

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. ин¬т образования, 2012. –416 с.
  2. Боровская, И.К., Ковалец, И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития/ И.К.Боровская, И.В.Ковалец. – М., 2003
  3. Семаго, Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов/ Н.Я.Семаго. – М., 2005.
  4. Кашлев, С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов/С.С.Кашлев.- 2-е изд.- Минск: Университетское,2001