Ясли-сад №14 г. Светлогорска

Расти, твори, дерзай, малыш, мы рядом - за руку держись!!!

КАЛЕНДАРЬ

<< < Ноябрь 2018 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Объявления

Наши посетители

 

Конспект занятия

О/О « Ребенок  и общество»

«Поможем нашей планете»

(для воспитанников старшего возраста)

Автор-составитель: Ходько О.И.,

          воспитатель дошкольного образования

 

Программное содержание:

создать условия для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в хозяйственно-бытовой коллективный труд в природе;

формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку, умение трудиться в коллективе; формировать терпение, выдержку. Закрепить умение планиро­вать деятельность, распределять между собой обязанности; воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, умение быстро и аккуратно выполнять начатое дело.

Оборудование и материалы: дидактическая игра «Кому это нужно в работе», картинки - инструменты, три  веника, два совка, 3 ёмкости для мусора, грабельки.

                               Ход.

   (подзываю к себе детей колокольчиком, не доходя до участка)

-Дети ,ответьте мне на вопрос. Какое время года? Какой месяц ?

-Какой день недели? (ответы детей)

Что такое Земля? ( ответы детей)

-Верно, земля это наша планета,  на которой мы с вами живем.

-А что нужно делать,чтобы она была красивой и чистой? (ответы детей)

-Дети, поможем нашей планете? (ответы детей)

-А как можно ей помочь? (ответы детей)

-Верно, мы не должны мусорить, а должны убирать после себя, не ломать ветки деревьев.

- Пройдёмте с вами на участок.

(дети возмущаются: кто-то разбросал весь мусор на участке)

 «Мы сегодня мусор соберем

И дорожки все мы  подметем,

Пыль сотрем со всех скамеек,

А потом играть пойдем.»

- Для того, чтобы навести порядок, нам необходимо разделиться на звенья. Каждое звено будет убирать определённый мусор, или подметать. Почему мы разделяем мусор? (ответы детей).

-И так  сделаем 3 звена:  одни будут сметать на веранде песок, и приведут в порядок стол и скамейку, другие будут убирать мусор - бумагу, а третье звено соберёт пластиковые  стаканчики. Весь мусор мы будет складывать в разные ёмкости.

- Ребята, какие правила вы должны соблюдать?

    (делать всё аккуратно, не торопиться, правильно пользоваться орудиями труда, не оставлять работу не законченной, если окончил работу раньше, помоги другим)

1-е звено -  ответственная звеньевая Таня. Девочки вы будете сметать веранду, стол и скамейку приведёте в порядок;

2-е звено - ответственный Максим. Ваша группа соберёт бумажный мусор;

3-е звено – ответственная Лиза. Ваше звено собирает пластиковый мусор.

Ещё раз повторим, что будет делать каждое звено.

-Дети приступайте к работе. ( В ходе труда даю советы, помо­гаю в

организации, напоминаю порядок работы, как правильно работать с инвентарем.)

-В это ведро мы бумажки соберем, в другое ведро – пластиковый мусор.

-Кому мы поручили это дело?

( Наблюдаю за деятельностью детей, слежу за дейст­виями по отношению друг к другу.)

Подбадриваю детей, помога­ю советами и побуждаю действиями помогать друг другу.

По окончании работы прошу  отнести оборудование в определенное место.

-Предлагаю посмотреть на то, как стало сейчас на нашем участке?

- А сейчас мы с вами вспомним поговорки о труде:

       1.Делу время, а потехе - час

        2.Без труда не вынешь рыбку из пруда.

        3. Труд кормит, а лень портит.

        4.Больше дела, меньше слов.

        5.Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

       6.Кончил дело - гуляй смело.

- Ребята, каждое звено хорошо выполнили свою работу.

Мы сегодня все вместе сделали большое дело - навели чистоту на нашем участке, а значит украсили свою планету. А в следующий раз мы сделаем ее не только чистой, но и красивой – мы посадим цветы. Но это уже будет весной.

 «Спасибо за старание, ведь главное желание,

А навык и умение с годами к вам придут»

-А теперь пришла пора поиграть вам детвора, вот в такую :

интересную игру « Кому это нужно в работе?»(авторская разработка)

В конце занятия подвести итог всей работы, которую провели дети на участке. Это их маленький вклад в то, чтобы чистой была наша планета.

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия

Образовательная область «Формирование элементарных математических представлений»

«В страну математики»

(для воспитанников второй младшей группы)

 

  

                                                                                        Автор-составитель:Прибышеня И.М.

                                                                                        воспитатель дошкольного образования

 

Программное содержание:

создать психологический комфорт, положительно-эмоциональный настрой у детей; выявить уровень знаний детей; закрепить правила безопасного поведения в природе; закрепить характерные признаки ранней и поздней весны, о времени суток; закрепить умение сравнивать изображения предметов по двум признакам величины одновременно (длине и ширине), определять отношения по величине между изображениями предметов, строить сериационные ряды из пяти элементов, графически их показывать; обозначать словами отношения по высоте между изображениями в последовательности сверху вниз и снизу вверх; упражнять детей в умении подсчитывать предметы заданным числом в пределах пяти; закрепить названия насекомых, птиц, деревьев, цветов; закрепить умение делать плоскостные изображения из бумаги; развивать внимание, мышление, воображение, речь; воспитывать активность, самостоятельность суждений, бережное отношение к природе.

Оборудование: кукла Ласкавушка; плакаты «Ранняя весна», «Поздняя весна»; массажные коврики ;  картинки  на каждого ребенка, с изображением насекомых;два обруча;модели, обозначающие садовые (человек) и дикорастущие (елка) растения; набор картинок с изображением садовых и полевых цветов (18шт.); учебное наглядное пособие «Умней-ка»; простые карандаши; клей, кисточки, салфетки, полоски цветной бумаги – для каждого ребенка.

   Предварительная работа:

1. Беседы с детьми о сезонных изменениях весной.

2. Рассматривание с детьми демонстрационного материала на тему: «Весна».

3. Чтение детям художественной литературы на весеннюю тематику.

4. Наблюдение за изменениями в природе.

5. Изготовление скворечников совместно с родителями.

6. Разучивание физкультминуток и дыхательных упражнений.

   Методические приемы:

Словесные: вопросы - ответы, словесное упражнение (подбери слова), чтение стихотворения, использование загадок.

Игровые: игровая ситуация - «сотворим в группе весну », дидактические упражнения «Скажи наоборот»,  игры - «Один-пять», «Сравни и назови»,»Вальс цветов».

Наглядные: массажные коврики, плакаты «Ранняя весна», «Поздняя весна»; картинки с изображением насекомых,садовых и полевых цветов;два обруча.

Практические: профилактика плоскостопия (хождение по массажным коврикам), игра с мячом, дыхательная гимнастика, аппликация из бумаги, использование ТСО.

   Ход занятия:

В.: Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Отлично! У нас в группе гостья. А зовут ее Ласкавушка. Как вы думаете, почему ее так называют? (Она добрая, ласковая.)

В.: Ребята, она очень хотела бы познакомиться с вами поближе. Хотите познакомиться? Тогда давайте передавать Ласкавушку по кругу и называть свое имя ласково, хорошо? Держите её нежно, постараемся передать ей своё тепло, частичку своей души.

      Вы почувствовали, сколько тепла и ласки она нам подарила? Давайте оставим её на нашем занятии.

     Дети, в течение года мы с вами много занимались, учились правильно строить предложения, сочинять рассказы по картинкам, считать, правильно называть числа. И сегодня на занятии мы все это повторим.

А вот о чем мы сегодня будем разговаривать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку. ( Весна)

В.: Вы правы, сегодня мы поговорим о весне, и не просто поговорим, а сотворим весну и у нас в группе!

Скажите, а сейчас начало или конец весны? Какой месяц? (Май)

Назовите все три месяца весны. (Март, Апрель, Май)

Воспитатель: А какие признаки конца весны вы сейчас наблюдаете в природе?

(Растаял снег. Длиннее день. Растет трава. Прилетели птицы.)

В.: А каких перелетных птиц вы знаете? (Называют)

Физкультурная пауза.

Дети выполняют движения согласно стихотворению:

Мы во двор идем гулять.                                                                Посередине на дорожке

Можно птичек сосчитать.                                                              Скворец ищет крошки.

Слева на качели                                                                               Справа – стайка голубей

Два грача сели.                                                                                Покормите их скорей.

В.: Что самое важное сейчас для птиц? (свить гнездо).Можем ли мы чем-то помочь? (сделать скворечники).

Работа с учебным наглядным пособием «Умней-ка!» (с.53).

Для прилетевших птиц Котатик-Математик смастерил скворечник. Да так высоко залез на дерево, что боится спускаться. Помогите Котатику-Математику: постройте лестницу. Для этого покажите стрелками по порядку последовательность ступенек от самой короткой и широкой до самой узкой и длинной.

Рассмотрите картинку справа. Кто построил гнездо выше всех? А немного ниже? А еще ниже? А кто построил гнездо ниже всех? А теперь расскажите об этом в обратном порядке: кто построил ниже всех, кто – немного выше, кто- еще выше и кто – выше всех.

В.: Назовите еще признаки конца весны. (Солнце ярче).

Игра «Сравни и назови».

В.: Ребята, какое солнце весной?

Солнце жёлтое, как (цветочек, апельсин).

Солнце круглое, как (мячик, яблоко).

Солнце ласковое, как (мамочка).

Солнце горячее, как (блинчик, колобок).

В.: Давайте представим, что мы идем с вами по раскаленным солнцем камням.

Ходьба по массажным коврикам (с быстрым переминанием с одной ноги на другую)

Дыхательное упражнение «Остудим наши ножки».

В.: Отгадайте загадку.

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (береза) .

В.: Правильно. А теперь назовите мне, какие вы знаете деревья? (Дети перечисляют: дуб, тополь, клен, осина, ель и т. д.)

Дидактическая игра «Один-пять».

Педагог:           Дети:

одна береза – пять берез и т.д.

В.: Молодцы, слушайте еще загадку:

Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелёненький …(Кузнечик).

В.: Верно. Назовите насекомых, которых вы знаете? (Дети перечисляют: комар, муха, оса, пчела, стрекоза, бабочка, жуки, пауки и т. д.)

В.: А теперь немного поиграем. Возьмите любую картинку, на которой изображено насекомое. Никому ее не показывая и не называя насекомое, расскажите о нем.Молодцы,а сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физкультурная пауза.

Дети выполняют движения согласно стихотворению:

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)

В.: Отдохнули? А хотите еще поиграть?

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (тяжелый – светлый – большой – мягкий – жарко - ложиться – грязный – говорить – добрый - длинный - узкий - взлетает (самолет) – страшный - высокий- громко- идет)

В.: Продолжим разговор о весне. Скажите, а весна красивое время года?

Почему? Правильно, расцветают цветы. А какие? (тюльпан, подснежник, мать-и мачеха, одуванчик, ландыш, нарцисс…) А сейчас садитесь за столы. Слушайте внимательно следующее задание. Нужно на верхнюю полосочку выложить столько тюльпанов, сколько раз подпрыгнет Ласкавушка. Выкладываем слева на право. Смотрите внимательно и считайте, каждый считает сам шепотом (5). Положите рядом с квадратами цифру. А сейчас на нижнюю полосочку нужно выложить столько одуванчиков, сколько раз Ласкавушка ударит в бубен. (4). Положите цифру. Посмотрите пожалуйста, чего у вас получилось больше тюльпанов или одуванчиков? А меньше? Как сделать, так что бы стало поровну? А еще по-другому. Сделайте. Теперь что можно сказать о количестве тюльпанов и одуванчиков? Как сказать другими словами? Молодцы и это задание вы выполнили.

Дидактическая игра «Вальс цветов».

Воспитатель раскладывает два обруча. В них выставляет карточки-модели и объясняет, что карточка с нарисованной елкой обозначает место, где надо расположить цветы, растущие в поле, на лугу, в лесу. Карточка с нарисованным человеком обозначает место, где надо расположить цветы, растущие в саду. Пока звучит музыка, все дети-цветы передвигаются, танцуя по комнате. Когда музыка перестанет звучать, надо остановиться и положить картинку в тот обруч, который подходит этому цветку.

В.: В какое время чаще всего распускаются цветы? (утром) А когда мы спим? Вы уходите из сада домой в какое время? А сейчас какое время суток?

Правильно, сейчас день, и все цветы цветут, а у нас в группе нет. Давайте с вами сотворим чудо и превратим нашу группу в весенний ковер из ярких цветов и сделаем аппликацию «Одуванчики».

В.: Обратите внимание на то, как вы сидите - спина должна быть прямая, ноги ровно стоять на полу.

(Дети выполняют аппликацию по образцу воспитателя)

В.: Ребята, у вас получились замечательные весенние цветы! Какая у нас стала красивая группа, словно сама Весна пожаловала к нам в гости! Молодцы!

 

 Литература

1. Житко,И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с белорус. и рус. яз. обучения / И.В.Житко.-Минск: Нац. ин-т образования, 2014.              

2. Лобынько,Л.В. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В.Лобынько, 

3. Т.Ю.Швецова.-Минск:ИВЦ Минфина, 2009.

 

 

Конспект занятия 

Образовательная область «Ребенок и природа»

 

«Кто живет в  лесу» 

(для воспитанников второй младшей группы)

  

                                  Автор-составитель:Сугоняко О.Н.,

                                          воспитатель дошкольного образования

 

 

 

 

Программное содержание: 

Закрепить знания детей о диких животных и их детенышей, местах их обитания. 

Активизировать употребление прилагательных в речи детей. 

Упражнять в правильном произношении звуков [у], [ф]. 

Развивать связную речь, обогащать словарный запас по теме. 

Воспитать бережное отношение к животным, прививать любовь к природе.

 

Предварительная работа: чтение рассказов о диких животных, отгадывание загадок, чтение и разучивание стихов о диких животных, рассматривание иллюстрации. 

Оборудование: рисунки из серии «Дикие животные», игрушки: белка, лиса, волк, заяц, медведь, для игры – «чудесный мешочек». 

Ход занятия 

-Ребята, вы хотите отправиться на прогулку в зимний лес? (Да!). Но только вначале е мы должны отгадать несколько загадок. Согласны? (Да!). 

- Слушайте первую загадку: 

1. Кто летом серый, а зимой белый? (Заяц). 

2. Рыжая плутовка, с пушистым хвостом, прячется под кустом (Лиса). 

3. Это кто с высоких сосен в ребятишек шишкой бросил? (Белка). 

4. Он в берлоге спит зимой под большой сосной. А когда придет весна, просыпается от сна (Медведь). 

5. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк). 

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Вот теперь мы можем отправиться в лес. Ой, а на чем же мы поедем? (на поезде, на машине, на автобусе). 

-А давайте поедем на лыжах? Согласны? Надели лыжи, взяли палки и поехали! 

-Какие молодцы, как быстро мы доехали. 

- Ребята, посмотрите-ка, кто нас встречает в лесу? (Волк, лиса, заяц, медведь, белка). 

- На дворе сейчас зима, а зимой, как вы знаете, очень холодно. Что же помогает согреться животным зимой в лесу? (Шубки). 

- Молодцы! А теперь посмотрите внимательно и скажите, какого цвета шубки у зверей? (У лисы рыжая шубка, у зайца – белая, у белки – серая, у волка – серая, у медведя – коричневая). 

- Ребята, мы же с вами знаем, что некоторые звери меняют свои шубки. Послушайте, какую историю я вам расскажу. 

Зимой, произошла вот какая история. Встретились как – то под елкой в морозный день белка и заяц. 

Белка говорит: «Здравствуй, ты кто такой?» 

- Я – заяц. А ты кто такая? 

- А я белка. А почему ты стала другого цвета? Я тебя совсем не узнала. Заяц говорит: «Я поменяла свою серую шубку на белую, теперь меня на снегу не видно, лиса пройдёт мимо и не заметит. А ты, белка, почему стала другого цвета?» 

- Я тоже к зиме приготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А зимой деревья голые, серые, вот я променяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно, куница не заметит. 

- Ребята, вы так внимательно меня слушали, молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос. Какие звери меняют свои шубки и почему? (Ответы детей). 

- Правильно. 

-Все звери поменяли летние шубки на зимние, а зимние шубки теплее, пушистее, теперь звери не замерзнут. Стало им тепло, весело, стали они песни петь, да танцевать. 

- А давайте и мы с вами повеселимся. Я буду называть животных, а вы пропоёте их песенки: 

Слышно зайчика чук-чук-чук. 

Поет лисичка – тяф-тяф-тяф. 

Волк подвывает – у-уу,уу,уу. 

Храпит медведь в своей берлоге – уф-уф-уф. 

-Молодцы! Но иногда зимой бывает так холодно, что и теплые шубки не спасают зверей от холода, хочется им в домике спрятаться. Вот и просят звери, вас спрятать их в своих домиках. Мы же знаем, что у каждого зверя есть свой дом. 

Игра с мячом «Спрячь меня» (закрепление названий жилищ животных) 

Дети на коврике встают в круг, а воспитатель бросает мяч детям и задает им вопросы. Тот, кто ловит мяч, отвечает и возвращает мяч воспитателю. 

Вопросы: 

- Куда спрячем лису? 

- А волка? 

- Зайца куда спрячем? 

- Куда спрячем медведя? 

- А белку? 

- Молодцы! Спасли всех зверей от холода. Но только зверям не только холодно зимой. Но и голодно. Давайте мы их накормим. 

Игра «Чудесный мешочек».(Дети по очереди подходят к чудесному мешочку, достают из мешочка корм и угощают того животного, кто питается этим кормом.) 

- Вы такие молодцы, согрели зверей, накормили. Теперь они точно доживут до весны. А весной у них появятся детеныши. Угадайте, у кого кто? 

Игра "Узнай и назови" 

-У медведицы – (медвежонок). 

-У лисицы – (лисенок). 

-У волчицы – (волчонок). 

-У зайчихи – (зайчонок). 

-У бельчихи – (бельчонок). 

- Молодцы! Ну, вот и пришла пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем до свидания всем зверям. Надели лыжи, взяли палки и поехали! 

- Ну что, понравилось вам в лесу? (Да). А что понравилось больше всего? (Ответы детей). Молодцы! 

Список используемой литературы 

1.Учебная программа дошкольного образования - Минск: Национальный  Институт образования, 2012 

2.Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста/В.Н. Волчкова.- Воронеж: ТЦ «Учитель»,2001.

 

 

 

 

Конспект открытого занятия

Образовательная область «Развитие речи и речевое общение»

«Поиграем с матрешкой»

(для воспитанников второй младшей группы)

  

                                                            Автор-составитель: Гребенчук Ирина Викторовна

                                                            воспитатель дошкольного образования

 

Программное содержание.

 продолжать знакомить с матрешкой; формировать интерес и любовь к народному творчеству ; развивать речевую активность, упражнять в умении соотносить действия со словами;  активизировать употребление прилагательных в речи детей; создавать эмоционально положительный настрой; воспитывать активность на занятиях.

Материал. Бубен, волшебный мешочек, колокольчик, две матрешки; игрушки: зайка и собачка; запись русской народной мелодии.

Предварительная работа. Рассматривание матрешки и игры с ней. Прослушивание русских народных песен и мелодий. Подвижная игра «Волшебный бубен», хороводная игра «Заинька, попляши!». Загадывание загадок. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Ход занятия

Матрешка (воспитатель), одетая в русский народный сарафан и платок, приносит двух матрешек.

Матрешка.

Я к вам собиралась,

Долго-долго наряжалась.

Поиграть хочу немножко!

У кого в руках матрешка,

Тот попляшет с ней немножко.

Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную мелодию пляшут; остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется несколько раз.

Матрешка. Вот какие молодцы! Какое у вас настроение? (Ответы.) Покажите, как вы радуетесь? (Показ.) Посмотрите, что я вам принесла! (Показывает колокольчик.)

Колокольчик, зазвени!

Всех ребяток позови!

Как услышат - прибегут

И со мной играть начнут.

Кто это под кустом сидит? Догадайтесь!

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Ответы.)

Конечно же, это зайчик. Опишите зайку . Какой он? (ответы детей ). А что у зайки есть? (ответы детей).

 Смотрите, как он дрожит. Наверное, нас боится. Покажите, как зайчик боится. (Показ.) Чтобы он не боялся, давайте превратимся в зайчат.

Влево, вправо повернись

И в зайчаток превратись!

Дети выполняют движения.

Матрешка. Иди, заинька, к нам, будем вместе играть.

Проводится игра «Заинька, выйди в сад». Взрослый медленно поет песню. Все выполняют движения.

Заинька, выйди в сад,

Беленький, выйди в сад.

Вот так, вот так! Выйди в сад.

Вот так, вот так! Выйди в сад.

Заинька, топни ножкой,

Беленький, топни ножкой.

Вот так, вот так! Топни ножкой.

Вот так, вот так! Топни ножкой.

Заинька, покружись,

Беленький, покружись.

Вот так, вот так! Покружись.

Вот так, вот так! Покружись.

Заинька, попляши,

Беленький, попляши.

Вот так, вот так! Попляши.

Вот так, вот так! Попляши.

Твои ножки хороши!

Игра повторяется 2 раза. Пока дети играют, воспитатель прячет бубен.

Матрешка. А у нас есть один шалунишка. Он спрятался и не хочет помогать нам веселиться. Давайте вместе его поищем! (Ищут бубен.) Молодцы! Быстро нашли шалуна! Поиграем?

Проводится игра «Кому бубен передать?». Дети стоят в кругу. Ведущий (ребенок) идет по кругу и бьет в бубен. Все произносят слова:

Вот наш Саша идет,

Саша бубен несет.

Кому дать, кому дать?

Кому бубен передать?

Саша кланяется и передает бубен любому ребенку. Игра повторяется.

Матрешка. Ребята посмотрите, а что у нас здесь стоит? Елочка. А какая елочка? (ответы детей). Посмотрите, а что там под елочкой лежит?  Да, это «волшебный» мешочек! Он что-то шепчет мне... Послушаю! Ребята! Мешочек тоже хочет с нами поиграть! Давайте развяжем его и посмотрим, что у него внутри! Ничего нет... Что ты, мешочек хочешь?

Мешочек. Хочу загадывать загадки, а отгадки вы в меня складывайте!

Матрешка. Будем отгадывать загадки? Думайте, о каких сказках идет речь.

Воспитатель зачитывает следующие строки из русских народных сказок.

1. «Тянут-потянут, вытянуть не могут...».

2. «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел...».

3. «Сяду на пенек, съем пирожок...».

4. «Я мышка-норушка...».

5. «Несет меня лиса за темные леса...».

Матрешка. Какие молодцы! Все загадки отгадали!

Мешочек. Вот, ребятки, вам подарки - воздушные шары!

Матрешка. Ребята, а сколько у вас шаров ? (много ). А какого они цвета ? ( красные , зеленые, желтые, синие).

Спасибо мешочек. А мне пора возвращаться. До свидание!

Список используемой литературы

1.Учебная программа дошкольного образования - Минск: Национальный  Институт образования, 2012

2.Волчкова, В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста/В.Н. Волчкова.- Воронеж: ТЦ «Учитель»,2001.